Чего нельзя делать на арт-терапевтической сессии
Арт-терапия считается самым бережным подходом в психологии, и работа арт-терапевта строится по определенным правилам. О правилах мы уже говорили, и мне важно рассказать о том, чего стоит избегать консультанту в своей работе. Если вы сторонник бережного подхода и хотите развиваться в этом направлении, приглашаю вас на курс арт-терапия для детей, обучение дистанционно проходит через личный кабинет. Там вы изучаете теорию, встречаетесь с преподавателями на прямых эфирах, отрабатываете техники на практике и получаете обратную связь на свои вопросы.
Не сочетайте арт-терапию с провокативным методом работы. Эти подходы невозможно соединить, а если попытаться, то результата вы не увидите. Арт-терапия про безопасность и доверие. А провокативный стиль подходит далеко не всем клиентам.
В арт-терапевтическом подходе клиенты часто создают что-то своими руками: лепят, рисуют, делают маски и т.д. Терапевт не должен оценивать работу с позиции красиво/некрасиво. Работа идет только с чувствами клиента и не затрагивает других аспектов. Творчество любого человека, особенно в кабинете у психолога, уникально и самобытно. Его нельзя оценить и как-то выделить в плане красоты. Терапевт может сказать о своих чувствах, когда рассматривает работу клиента, и это будет лучшее, что можно сказать человеку.
Директивным предписаниям не место в работе арт-терапевта. Часто студенты просят подробный алгоритм, что и как делать, как что трактовать и описывать в работе клиента. Я же всегда напоминаю, что это проективный метод работы, и то, что непонятно терапевту, он должен спрашивать у клиента. Что для клиента значит оранжевый цвет, почему он выбрал эту форму и т.д. Это сделает сессии более теплыми и глубокими. Клиент будет погружаться в свои чувства, мысли, ощущения и находить ответы. А терапевт будет своей искренней заинтересованностью мотивировать клиента раскрываться в работе.
Я не приветствую жесткий регламент выполнения упражнений или техники. В рамках сессии можно успеть одну технику, а можно и две. Но если вы видите, что на каком-то этапе клиенту нужно больше времени, не торопите. Значит именно здесь, человек встречается для себя с чем-то важным. Если вы будете подгонять клиента, указывать на часы, ускорять процесс ‒ клиент не сможет расслабиться и все ваши указания будут выполнены механически, без проработки.
Я люблю давать домашние задания, но делаю это, когда у нас установились с клиентом доверительные отношения и сопротивление сведено до минимума. Но главное правило ‒ не давать слишком сложных и глубоких техник для самостоятельной работы. Это должно быть что-то легкое, ресурсное и наполняющее. В противном случае клиент столкнется с болезненными чувствами, доверие снизиться и он больше не придет к вам.
Как подобрать арт-терапевтическое направление
Для первых сессий не используйте сложные и глубокие техники. Задача на этом этапе установить доверие, дать клиенту ресурс и заключить терапевтический альянс. Поэтому чем проще и понятнее будут техники, тем легче клиенту будет в работе, и тем больше будет его мотивация продолжить терапию.
Учитывайте возраст клиента. Для младших школьников лучшим направлением будет изотерапия или МАК. Подростки не станут так сразу лепить или работать в песочнице. С ними лучше начинать так же с метафорических карт. Взрослые клиенты могут скептически отнестись к лепке. Лучше всего на первых сессиях использовать МАК и легкие техники изотерапии.
Ориентируйтесь на состояние клиента. Если это депрессивный клиент ‒ маскотерапия под запретом. Для клиентов с суицидальными наклонностями не подойдут метафорические карты.
Физические ограничения, такие как аллергия, астма исключат работу в песке.
Чтобы подобрать упражнение вы должны четко ответить себе на вопросы:
- Кто ко мне пришел?
- Для чего?
- Сколько у меня времени?
На курсе «Арт-терапия в детском консультировании» вы получите полное понимание того, как строится работа с детьми, какие особенности нужно учитывать в работе с маленькими клиентами, получите набор техник и методик для работы с различными запросами.
Автор, Ольга Гаркавец, директор Института практической психологии